Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Курт Швиттерс

Курт Швиттерс (20.06.1887 - 08.01.1948) - отец "МЕРЦ"-искусства - немецкий художник и график. В своих работах стремился увязать различные художественные направления. Помимо коллажей Швиттерс писал стихи, занимался архитектурой и типографским делом.

Швиттерс родился в Ганновере, его родители держали лавку женской одежды. После получения аттестата зрелости Швиттерс два года занимался в школе прикладных искусств в своем родном городе. В 1909 он перешел в Художественную академию Дрездена, а через шесть лет вернулся в Ганновер и женился на Хельме Фишер. Он зарабатывал на жизнь, рисуя портреты.

1917: Смена стиля. В 1917 Швиттерса призвали в армию, где он сначала служил писарем, а затем был переведен на металлургическое предприятие цеховым художником. В том же году он отказался от академического стиля и обратился к абстрактной живописи. В результате появились такие работы, как "Абстракция № II (жертвы насилия)" (1917) - смесь из элементов экспрессионизма и футуризма.

1918/19: Возникновение "МЕРЦ"-искусства. Зимой 1918/19 Швиттерс познакомился с Гервартом Вальденом, владельцем художественной галереи и издателем журнала "Штурм", и создал свои первые коллажи. Одну из работ он назвал "МЕРЦ-картина", и это название стало нарицательным для всего его творчества. Слово "МЕРЦ" появилось после того, как он прошелся ножницами по газетной полосе с рекламным объявлением "Коммерц- и Приватбанка". Картины того периода (конфискованные и бесследно исчезнувшие во времена третьего рейха) воплощали цель Швиттерса как художника: освободить искусство от излишнего груза содержательности и свести его к чисто композиционному моменту. В связи с этим он категорически отказался от традиционной живописи маслом: "Я беру любой оказавшийся под рукой материал, если он подходит для моей картины". Так, в "МЕРЦ-картине 31" (1920), а также и в других он использовал рекламные страницы ежедневных газет, круглые картонные диски и лоскуты ткани.

Швиттерс поддерживал тесные дружеские связи с представителями дада-групп в Цюрихе (Тристан Царас, Ганс Арп) и Берлине (Рауль Хаусман, Ханна Хех), хотя сам не был дадаистом. Чтобы привлечь к себе внимание, Швиттерс (написавший в канун 1920 торжественное любовное стихотворение "Ода Анне Блум") затевал игры со словами, звуками и ассоциациями, воплощая их в плакатах и афишах. Сам он определял свои работы (на которые его вдохновляли надписи на заборах) термином "МЕРЦ-стихосложение".

В начале 20-х Швиттерс занимался созданием рекламных объявлений и проспектов. Эта работа, наряду с написанием классических портретов и ландшафтов, давала ему средства к существованию. Одновременно он подводил базу под свое стремление "наладить связь между всеми вещами мира" посредством МЕРЦ-искусства.

1922: Переход к конструктивизму. Поскольку Швиттерс, в отличие от большинства берлинских художников-дадаистов, не принадлежал к какой-либо политической группировке, он постепенно отдалялся от них, что не могло не сказаться на его искусстве. Под влиянием Тео ван Доэзбурга и его теории "Стийл" Швиттерс отошел от своих прежних пестрых монтажей в дадаистском стиле и стал создавать конструктивистские композиции: такие работы, как "МЕРЦ-картина 1922", характеризуются четким расположением плоскостей со строгим расчленением на вертикаль и горизонталь.

Примерно в то же время появились первые рельефные ансамбли (например, "Широкий шнурок", 1923), которые опять же явственно свидетельствуют о да-даистских корнях творчества Швиттерса. К тому времени художник уже работал над своими "МЕРЦ-строениями", представлявшими совокупность творений, в которых он стремился увязать воедино разные виды искусства (погибли во время второй мировой войны). Для создания внутреннего убранства своего дома Швиттерс использовал обработанную особым способом пластмассу из которой были изготовлены самые разные предметы. Центральное пространство Швиттерс назвал "собором эротической нищеты".

1937: Эмиграция. В 1923 Швиттерс объявил о выходе в свет первого номера журнала "МЕРЦ". Через два года на грампластинке вышел коллаж звуков под названием "Премьерная соната". В 1937 художник эмигрировал в Норвегию. В том же году нацисты объявили его работы "вырожденческим искусством" и назвали их "полным бредом". Когда в 1940 немецкие войска оккупировали Норвегию, Швиттерс бежал в Шотландию. После освобождения он создавал коллажи, основными материалами которых были ракушки, камень, дерево. В 1944 Швиттерс перенес инсульт, после чего у художника возникли серьезные проблемы со здоровьем. По окончании войны Швиттерс поселился в Озерном крае. На следующий день после получения британского гражданства Швиттерс умер в Эмблсайде под Кендаллом (Англия) в возрасте 60 лет.

Дж. Лeнc

Библиотека » Сто художников XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?