|
||
Эгон ШилеЭгон Шиле (12.06.1890 - 31.10.1918) - австрийский живописец и график, считающийся одним из основных представителей венского экспрессионистского авангарда. За эротические изображения обнаженных натур Шиле то и дело обвинялся в порнографии. Шиле появился на свет третьим ребенком в семье начальника железнодорожного вокзала города Тулльн-на-Дунае. Отец умер, когда ему было пятнадцать лет. Несмотря на сопротивление своего дяди и опекуна, в 1906 Шиле сдал вступительные экзамены в Венскую академию и стал учиться живописи у Кристиана Грипенкерля. 1907: Поиски новых путей. В 1907 Шиле стал работать в первой своей венской мастерской. В поисках кумира он познакомился с живописцем Густавом Климтом (впоследствии ставшим его другом), который разглядел художественный талант в семнадцатилетнем юноше. Ранние ландшафты, портреты и аллегорические картины Шиле носили печать влияния Климта и искусства Сецессиона - примером может служить картина "Даная" (1909). Правда, следует отметить тот факт, что молодой художник радикально редуцировал художественный язык, зачастую сосредоточиваясь исключительно на контуре. Декоративные очертания тел в его картинах с изображениями обнаженных натур отвечают требованиям стиля модерн. В качестве модели для Шиле часто выступала его сестра Гертруда ("Герти"), к которой он испытывал сильное эмоциональное - и отнюдь не только родственное - влечение. Из-за разногласий с консервативно настроенными преподавателями Шиле ушел из академии в 1909, чтобы начать поиски своего творческого пути. Совместно с единомышленниками он основал так называемую "Группу нового искусства", которая в 1909/1910 организовала первую выставку. На ней Шиле познакомился с писателем и критиком-искусствоведом Артуром Ресслером, который, в свою очередь, свел его с такими коллекционерами, как Оскар Райхель и Карл Райнингхаус. Впоследствии они стали его покровителями и заказывали у него портреты больших форматов. Свое финансовое положение Шиле частично поправлял порнографическими рисунками девушек на стадии полового созревания, которые пользовались большим спросом у коллекционеров. 1910: Открытие подсознательного. С 1910 стиль Шиле постепенно становится все более экспрессивным. Он хотел донести до зрителя "внутреннюю правду" изображения. Без навязчивой символики он интерпретировал в таких картинах, как "Мать и смерть" (1911) или "Агония" (1912), основополагающие экзистенциалистские понятия - рождение, смерть, страх, скорбь, страсть, чувственность. Психологические компоненты он черпал из работ Зигмунда Фрейда, а также из произведений писателей Хуго фон Хоффмансталя и Артура Шнитцлера. В бесчисленных автопортретах ("Автопортрет с гримасой", 1910; "Самосозерцание I/II", 1910/1911) Шиле исследовал грани собственной личности. Изображения его угловатого, истощенного тела проникнуты глубоким пессимизмом, а ландшафты и городские виды выражают его душевные переживания и символизируют близкие опасность и упадок (например, "Осенний цветок", 1911; "Мертвый город VI", 1912). Непосредственность и глубина впечатлений заставили говорить о работах Шиле как о ранних произведениях венского экспрессионизма. 1912: Скандал. В 1911 Шиле снял дом с садом в Крумау, родном городе его матери. Сожительство с 17-летней Валли Нойциль вызвало нездоровый интерес в среде местных жителей, и ему пришлось уже через несколько месяцев уехать оттуда в Нойленгбах. После того как полиция обнаружила у него более сотни порнографических рисунков, его обвинили в совращении несовершеннолетних и в результате судебного процесса приговорили к трем дням ареста с конфискацией непристойных рисунков. Свои испытания он отразил затем в серии акварельных рисунков. 1915: Успех художника. В июне 1915 Шиле расстался с Валли Нойциль и женился на Эдит Хармс, дочери слесаря, жившего напротив его мастерской. Через четыре дня после свадьбы он был призван в армию и как художник попал не на фронт, а в спецкоманду, конвоировавшую русских военнопленных. Позже его сделали писарем в лагере для военнопленных и дали возможность оборудовать там мастерскую. В 1917 он вернулся в Вену. На 49-й выставке Сецессиона в марте 1918 Шиле добился мгновенного успеха. "Художник-нарцисс" намеревался занять ведущее положение среди венского авангарда. К тому времени он почти отказался от экспериментов с формальной живописью, его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными, штрихи и их направление более гармоничными, цвета более мягкими - примером может служить "Семья" (1918). После того как Шиле снял еще одну мастерскую, чтобы открыть в ней школу живописи, умерла от "испанки" (гриппа) его беременная жена, а через три дня - заразившийся от нее Шиле. Это случилось в Вене; ему было 28 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|