|
||
Оскар ШлеммерОскар Шлеммер (04.09.1888 - 13.04.1943) - немецкий живописец, который хотел создать сборное произведение из картин и предметов других искусств. В своих работах Шлеммер абстрагировался от человеческих фигур, обращаясь к стереометрии изначальных форм. Шлеммер родился в Штутгарте. После смерти отца в семье начались трудности с деньгами, и 15-летнему Оскару пришлось уйти из школы и начать учиться на художника-ремесленника. В 1905 он стал стипендиатом Штутгартской Академии изобразительных искусств. По окончании учебы Шлеммер провел один год в Берлине. 1914: Освобождение от предметности. В 1912 Шлеммер вернулся в Штутгарт, где продолжил учебу в классе мастеров у Адольфа Хельцеля. Через два года он и его коллега по учебе Вилли Баумайстер получили заказ на панно в Главном выставочном зале Немецкого рабочего союза. Когда началась первая мировая война, Шлеммер ушел в армию добровольцем и служил санитаром. Получив в 1916 годичный отпуск, он смог снова заняться живописью. В картинах того периода, выполненных под влиянием кубизма, он разлагал человеческие тела на составные части и затем компоновал их на плоскости по-новому. Весной 1918 Шлеммер прошел офицерские курсы в Берлине, где его застали окончание войны и революция. Вернувшись в Штутгарт, он был выбран студенческим представителем в рабочем совете. Вместе с Баумайстером и другими художниками он примкнул к группе Уэхта (Oecht), представители которой требовали, в частности, реформы академического образования и в 1919 организовали авангардистскую выставку "Новое искусство - осенний показ". Примерно в то же время в творчестве Шлеммера начался процесс переложения картин на произведения рельефного пластического искусства. 1921: Школа "Баухаус". В начале 1920 Шлеммер ушел из Штутгартской Академии и некоторое время работал над фигурами своей первой работы для сцены - "Триадический балет". В конце года он вступил в брак с Хеленой Тутайн. В 1921 Шлеммер стал преподавателем в школе "Баухаус" в Веймаре, где руководил мастерскими настенной живописи и скульптуры. Через год в Штутгарте состоялась премьера "Триадического балета": для этой постановки Шлеммер создал своеобразную форму театра картин, состоявшую из стереометрических театральных нарядов, стилизованных движений, света, красок и музыки (его соавтором был Пауль Хиндемит). Основной темой его работ в области живописи стали фигуры и их расположение в пространстве. Он сводил фигуры к основным геометрическим формам, которые своим явным разделением на составные части напоминали марионеток. Когда в 1925 "Бау-хаус" перебазировался в Дессау, Шлеммер (с 1923 являвшийся руководителем сцены школы "Баухаус") стал режиссером экспериментального театра, на сцене которого инсценировал свои "Танцы Баухауса". 1929: Архитектура тел. Не найдя понимания своих театральных работ в среде руководителей "Баухауса", Шлеммер ушел оттуда в 1929 и занял пост профессора в Государственной Академии искусств и ремесел в Бреслау С 1931 появилось множество многофигурных картин с изображениями лестниц и парапетов, из которых наиболее известна "Лестница в "Баухаусе" (1932). После закрытия (по финансовым причинам) академии в Бреслау Шлеммер стал работать доцентом в Объединенном государственном училище искусств под открытым небом и прикладных искусств в Берлине. 1933: Объявленный вне закона. В 1933 Шлеммер был заклеймен как "деструктивный, марксистско-еврейский элемент" и без предупреждения уволен с работы. Запланированная в Штутгарте ретроспектива его работ была отменена нацистами. После многомесячного пребывания в Швейцарии Шлеммер поселился в Айхберге-на-Рейне, где снял крестьянский дом и занялся садоводством и разведением овец. В 1935 он снова начал писать: картины небольшого формата на промасленной бумаге были выполнены в глубоких темных тонах, располагающиеся на неопределенном фоне фигуры тесно прижимались друг к другу. В 1937 состоялась первая со времени захвата власти нацистами выставка Шлеммера, но в том же году его картины были названы "вырожденческими" и изъяты из музеев Германии. После этого Шлеммер зарабатывал на жизнь, занимаясь оформительской деятельностью. Помимо росписей стен в домах он выполнял также маскировочные работы для воинских частей. В 1940 Курт Герберте, владелец фабрики лаков и красок в Вуппертале, оказал поддержку обиженному властями художнику, взяв его на работу, где Шлеммер экспериментировал с новыми материалами и технологиями. В 1942 появилась последняя работа художника - серия "Оконные картины". В меланхоличных фрагментах повседневных сцен Шлеммер пытался прийти к желанному синтезу реальности и абстракции. В начале 1943 заболевший диабетом и гепатитом Шлеммер впал в кому и в том же году умер в Баден-Баде-не в возрасте 54 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|