|
||
Эмиль ШумахерЭмиль Шумахер принадлежит к наиболее значительным представителям так называемого неформального искусства (негеометрической абстракции). В послевоенном поколении немецких художников он был первым, кто добился международного признания. Шумахер родился третьим ребенком в Хагене (Вестфалия) в семье слесаря. После учебы в реальном училище он по воле родителей начал (1932) учиться на художника по рекламе в Школе искусств и ремесел (Дортмунд). По окончании учебы в 1935 он работал как свободный художник и обратил на себя внимание своими литографиями. 1933-1945: Живопись, заключенная в границы. Репрессивная политика нацистов в отношении культуры сдерживала развитие Шумахера как художника. Знакомство с экспрессионистскими картинами Кристиана Рольфа, которому власть предержащие запретили заниматься живописью, оставило в душе Шумахера глубокий след. В нескольких картинах, написанных Шумахером в 30-х, явственно ощущается влияние Рольфа - художник применил в них те же искрящиеся краски, то же расположение цветов. В 1939 Шумахер оставил занятия живописью, поскольку был направлен чертежником на оборонное предприятие. 1945: Неприятие абстракции. По окончании войны Шумахер (в 1941 женившийся на Урсуле Клаппрот) снова начал писать. Его картины шли вразрез с господствовавшими тогда представлениями об искусстве, согласно которым всякое предметное искусство осуждалось как отставшее от жизни. Такие художники, как Вилли Баумайстер и Георг Майстер-ман, искали в абстракции связь с международным искусством. Шумахер же, напротив, писал речные ландшафты (как, например, "Дома на Рейне", 1946) или натюрморты. В 1947 в Вуппертале состоялась первая персональная выставка его работ. В следующем году он стал одним из основателей группы художников "Молодой Запад". 1951: Живопись как спонтанный акт. В Париже Шумахер познакомился с немецким художником Вольсом (1951), который экспериментировал с так называемым ташизмом. Вольс спонтанно наносил на холст цветовые пятна, выражая тем самым свои ощущения и переживания. Шумахер был очарован появлявшимися таким образом фантастично-сюрреалистическими картинами и отошел от живописи, которой занимался ранее. В его творчестве состоялся поворот к неформальному искусству, представители которого причисляли себя к ташистам. "Неформалы" не придерживались никаких жестких композиционных правил и тем самым противопоставляли себя представителям геометрической абстракции. Темой картин Шумахера стал "цвет как вещество, как материя", который он изменял посредством нанесения царапин или борозд. Он признавался: "Я беру цвет, подобно тому, как кусаю яблоко или подаю руку другу". Для его работ (например, "Композиция в синем", 1952, "Пространственное разделение", 1955, "Светлое пространство I", 1956) характерна умеренно-сдержанная геометрическая структура. Часто поверхность его картин бывает заскорузлой, растрескавшейся или разломанной; в них иногда используются письменные знаки (часто криволинейные структуры). В 50-е работы Шумахера быстро завоевали признание - например, несколько его картин были отобраны для выставки современного немецкого искусства, которая после второй мировой войны состоялась за пределами Германии (Амстердам, 1954). 1957: Смысловое содержание цвета. С конца 50-х многие работы Шумахера (с 1958 по 1960 он был профессором Высшего училища изобразительных искусств в Гамбурге) представляют собой нечто среднее между картинами и рельефами (например, "За Берлин", 1957). Посредством так называемых "предметов с кнопками" (Tastobjekten) он хотел придать цвету смысловую окраску. В 60-е он деформировал основу картины молотком, экспериментировал с различными видами бумаги и включал в свои композиции сизалевые волокна. В 1966 Шумахер стал профессором академии в Карлсруэ (до 1977), а еще через год - приглашенным профессором Художественного училища в Миннеаполисе. Длительные заграничные поездки (Боливия, Бразилия, Испания, Тунис) вдохновили его на создание многочисленных абстрактных ландшафтов в темно-коричневых и черных тонах. Позже их сменили жгучие, прозрачные краски. В своих работах Шумахер применял в основном технику, характерную для письма гуашью, при которой акварели смешиваются со связующим веществом и наносятся таким толстым слоем, что образуют своеобразную "палубу". В общей сложности он создал более трех тысяч гуашей. 80-е годы: Предметное искусство. В своих художественных творениях Шумахер оставался верным стилю, разработанному в начале 50-х, однако его картины стали более спокойными и упрощенными. В начале 80-х в его работах все чаще появляются формы, обозначаемые контурами темных линий,- в них можно узнать деревья, дома, корабли, животных. В качестве примера его "осторожного" обращения к предметному искусству можно привести 36 листов "Марокканской сюиты" (1983) и картину "Мулы" (1989). Тем не менее в целом его картины остались абстрактными, а намеки на предметность - результатом актов "спонтанной живописи" Шумахера. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|