|
||
Макс ЭрнстМакс Эрнст (02.04.1891 - 01.04.1976) - мастер причудливой магии - немецкий художник, график и скульптор, принадлежавший к наиболее разносторонним представителям сюрреализма. Эрнст стал известен благодаря изобретению новых художественных приемов (например, граттажа). Отец художника преподавал в школе для глухонемых в Брюле под Кельном, где и родился Макс. По окончании средней школы юноша начал изучать гуманитарные науки в Бонне. Когда началась война, Эрнст был призван в артиллерийские войска. В армии тем не менее у него было время заниматься живописью, и в 1916 картины Эрнста впервые были выставлены в берлинской галерее "Штурм". 1920: Первые коллажи. Вскоре после войны Эрнст женился на своей соученице Луизе Штраус (первый из трех браков и многочисленных романов). Убежденный в том, что традиционные понятия искусства уже утратили свое былое значение, Эрнст начал тяготеть к дадаизму и вместе с Хансом Арпом основал "Рейнский Дада-Центр". Наряду с этим Эрнст испытывал влияние метафизической живописи итальянца Джорджио де Хирико (например, в "Aquis submersus" ("Погружение под воду"), 1919). Начиная с 20-х стали появляться первые коллажи Эрнста, в которых он использовал, в числе прочего, фотографии (как, например, в "Близкой половой зрелости", 1921). Выставка его работ в 1921 в Париже стала сенсацией для художественного авангарда. Через год Эрнст поселился во французской столице. Картиной "Встреча друзей" (1922), изображавшей многочисленных парижских сюрреалистов, он продемонстрировал свою принадлежность к сюрреализму. Следом за "Встречей" появились картины маслом, в которых он обращался к классическим темам мифологии и культурному наследию прошлого. Так, "Колеблющаяся женщина" (1924) представляет собой намек на богиню судьбы Фортуну. 1925: Фроттаж и граттаж. Примерно в 1925 Эрнст открыл технику фроттажа: он прижимал бумагу к рельефной основе, структура которой переносилась таким образом на нее. С помощью техники фроттажа он оформил 34 листа тематической коллекции "Histoire Naturelle" ("История природы", 1925), в которой представил описания органических и неорганических веществ и тел. В заключительной картине "Истории природы" ("Ева, единственная, оставшаяся с нами", 1925) Эрнст применил разработанную им технику граттажа рельефной структуры: он наносил густой слой краски на холст и затем несколько раз его соскабливал. В конце 20-х появились работы большого формата, а также многочисленные графические серии. 147 коллажей составляют роман в картинах "Стоглавая женщина" (1929). В 1930 в творчестве Эрнста внезапно возникает персонаж по имени Лоплоп ("Лоплоп представляет Лоплопа"): вместо художника появляется похожее на птицу существо. 1935: Техника и природа. В 1935/1936 появляется "Весь город", одна из самых известных картин Эрнста: под огромным солнечным диском раскинулся безлюдный ландшафт с развалинами крепости, постепенно зарастающей лианами. Растительность появляется также на картине "Радость жизни" (1936/37), хотя здесь в лабиринтах джунглей можно разглядеть две человеческие фигуры. Теме конфронтации техники и природы посвящена так называемая "Серия упавших самолетов" (1936). На гражданскую войну в Испании и поражение республиканцев Эрнст отреагировал картиной "Ангел над домом" (1936/37), на которой птица-дракон угрожающе кривляется в конвульсиях, напоминающих пляску святого Витта. 1941: Переезд в США. В начале второй мировой войны Эрнст был интернирован как "представитель враждебной державы", однако отпущен на свободу по ходатайству Поля Элюара. Затем аресты и освобождения чередовались, пока в 1941 Эрнст не эмигрировал в США, где женился на собирательнице живописи Пегги Гуггенхайм (развод в 1943). Незадолго до отъезда из Европы он применил в своей картине "Марлен" (1940/41) технику декалькомании для изображения поросших мхом форм: сырую масляную краску он наносил на холст не кистью, а вдавливал ее в основу стеклянной пластиной. В середине 40-х Эрнст обратился к новым изобразительным формам: картины этого периода выполнены в геометрической технике, их линии точно соответствуют прочерченным с помощью циркуля и линейки (например, "Зарисовки с натуры", 1947). Примерно в это же время он всерьез занялся работой над скульптурами, которые собирал из отдельных компонентов. Наиболее удачным произведением пластического искусства Макса Эрнста считается "Козерог" (1948). 50-е годы: Поздние работы. В 1953 Эрнст, получивший в 1948 американское гражданство, вернулся в Париж. С середины 50-х он создавал ландшафты, представлявшие переработку и доработку его более ранних работ в этом жанре. Кроме того, он снова стал работать с применением техники фроттажа. За день до своего 85-летия Эрнст скончался в Париже (1976). Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|