|
||
Алексей ЯвленскийАлексей Явленский (25.03.1864 - 15.33.1941) - художник, вышедший из стремления к Богу. Алексей Явленский - русский художник, один из наиболее выдающихся представителей религиозной живописи современности. Характерные образы его работ- лица, намеченные несколькими штрихами. Алексей Георгиевич Явленский появился на свет в городе Торжке, в семье армейского полковника. В 1882 он поступил в Московское военное училище и через два года окончил его в звании поручика. 1889: Занятия искусством. В 1889 Явленский был направлен в Петербург и по особому разрешению военного ведомства стал обучаться в Академии искусств. Через Илью Репина он познакомился с художницей Марианной Веревкиной, которая стала его спутницей жизни и долгое время оказывала ему поддержку на жизненном пути. По ее инициативе они уехали в 1896 в Мюнхен. Там Явленский учился в школе живописи Антона Азбе и в этой же школе познакомился и подружился с Василием Кандинским. Вместе они сформулировали свое специфическое понимание искусства: целью живописи является не тождественное отображение действительности изобразительными средствами, а гармония цвета и настроения. Руководствуясь этими постулатами, Явленский во время своего пребывания в Фюссене, а затем в Бретани создал несколько ландшафтов, написанных мощными, энергичными красками. 1909: "Новое объединение художников Мюнхена". В 1909 Явленский, Кандинский, Габриэль Мюнтер и Марианна Веревкина объявили о создании "Нового объединения художников Мюнхена". В своем учредительном манифесте они заявили о размежевании членов группы (кроме перечисленных выше, в нее входили также Адольф Эрбсле, Карл Хофер, Альфред Кубин и другие) с импрессионистами, на которых они возложили ответственность за упадок искусства - по их мнению, импрессионизм являлся не более чем изысками в представлении игры света и красок, не имевшими ничего общего с природными. Напротив, учредители нового общества считали, что природа и ее проявления должны представляться на картинах в форме, совершенно абстрагированной от предметной. Этот постулат Явленский пытался воплотить, например, в картине "Горб" (1911), где в упрощенных формах изобразил ребенка-горбуна. Знакомство с работами французского живописца Анри Матисса вдохновило его в конце 1911 на создание изображений человеческих голов, написанных насыщенными красками. За эти работы он получил прозвище "русский фовист". В следующем году Явленский покинул ряды "Нового объединения художников Мюнхена" и вступил в группу "Синий всадник", к которой, среди прочих, принадлежал Франц Марк. 1914: Духовная тематика. В начале первой мировой войны Явленскому, как гражданину России, пришлось уехать из Германии. Он поселился в Женеве, а в 1917 перебрался в Цюрих. Здесь им были созданы "Вариации на тему ландшафтов", в которых наметился отказ от прежнего экспрессивного стиля. Вместо этого Явленский создавал спокойные, едва ли не статичные композиции с сильно упрощенными формами. В 1917 он закончил "Мистические головы". У большинства из голов женские лики, довольно сильно, впрочем, стилизованные: нос - простой контур латинской буквы L, рот заменяет зачастую одна черточка. В начатой в том же году серии "Святые лики" появляются овальные формы без каких-либо половых признаков - это была попытка поднять на новую высоту как абстракцию, так и одухотворенность своего искусства. Художник должен "сказать посредством цвета и формы (...), что в нем есть от Бога". 1918: "Конструктивные головы". В Асконе, куда он уехал в 1918, Явленский начал работать над "Конструктивными головами" (также "Абстрактными головами"). Более чем в сотне работ он свел человеческие лица к геометрическим формам: глаза предстают в виде горизонтальных линий, рот - в виде полуовала. Своим картинам Явленский давал ассоциативные названия - "Арабские сказки" (1925), "Утренний свет" (1926), "Осенние звуки" (1928). В 1921 Явленский расстался с Марианной Веревкиной и уехал в Висбаден. Через год он женился на подруге юности Елене Незнакомовой, которая еще в 1902 родила от него сына. Вместе с Лайонелом Файнингером, Кандинским и Паулем Клее они объединились в группу "Синяя четверка" для совместного участия в выставках. 1934: "Медитации". В 1929 у художника обострился артрит, что сильно затруднило его работу. Тем не менее он продолжал работать над серией "Абстрактных голов". В 1933 нацисты запретили ему участвовать в выставках. Еще через год Явленский начал серию "Медитации" - черты лица выстраиваются из черного остова: линии глаз, носа, рта напоминают примитивизированное изображение креста. Краски были нанесены рельефно, что объяснялось прогрессировавшей болезнью живописца: он пользовался большой широкой кистью, держа ее в правой руке, а левой приводил ее в движение. В 1937 Явленский написал последнюю из примерно семисот "Медитаций". Через четыре года, когда у него уже почти полностью отнялись ноги и руки, он умер в Висбадене в возрасте 76 лет. Дж. Лeнc Библиотека » Сто художников XX века
|