|
||
Марко Риччи - венецианский живописецРяд художников-пейзажистов сеттеченто открывает Марко Риччи (1676—1729), племянник Себастьяно Риччи. Захватывающее творчество его только в последние десятилетия, прежде всего после выставки в Беллуно, начинает вырисовываться из двухсотлетнего мрака забвения. Подобно мастерам ведуты большая часть художников-пейзажистов также работала за границей или на иностранцев. Особенно горячими поклонниками их искусства были английские коллекционеры. Марко Риччи еще в начале столетия в сопровождении Пеллегрини уехал в Лондон, но и после возвращения в Венецию он работал преимущественно на английских заказчиков и меценатов. Ранние произведения его — к ним относится и одна из будапештских картин — отличаются бурным динамизмом, романтичностью, богаты фантастичными моментами и безошибочно показывают, что художник находился под влиянием Маньяско. Позже язык его произведений становится рассудительнее, композиция — четче, а колорит светлее. Нередко Марко писал пейзажи на картинах дяди, Себастьяно же — фигуры на пейзажах племянника.
Марко Риччи. «Пейзаж в бурю». 72,2 x 67,5 см. Приобретена у частного владельца в Будапеште в 1963 г. Вплоть до последних лет искусствоведческая литература почти не занималась Марко Риччи. В свое время он был популярным и, особенно в Англии, высокоценимым художником, но с ходом времени и он сам, и его произведения были забыты, и истинное место его в живописи венецианского сеттеченто удалось установить только после организованной в 1963 году выставки в Беллуно. Его пейзажи раннего периода творчества, написанные в духе Маньяско,— к которым, по всей вероятности, относится и будапештская картина — отличаются страстным динамизмом. Риччи часто изображает бурное море, гнущиеся на ветру деревья, бьющиеся о берег волны, ныряющие в пене волн парусники. Драматический эффект и поэтическая живость картины усиливаются ярким освещением ее и молнеобразными зеленоватыми световыми бликами.
Марко Риччи. «Пейзаж с рекой». 148 x 196 см. Приобретена у частного владельца в Кестхее в 1966 г. Недавно приобретенное крупное пейзажное полотно Риччи, значительно более спокойное, упорядоченное и зрелое, чем его предыдущее произведение, с неповторимым богатством и живописностью изображает часть берега реки. Сходная по форме композиция с открывающейся посередине панорамой и обрамляющими края картины высоко поднимающимися боковыми мотивами встречается и на других картинах Марко. Характерны для художника и выполняющие роль статистов фигуры, и отдельные детали, большинство которых можно обнаружить на сохранившихся во множестве эскизных рисунках художника и его полных настроения гравюрах по меди. Клара Гараш, 1977 г. |