|
||
Гаспаре Дизиани - венецианский художникГаспаре Дизиани (1689 - 1767) выдается в первую очередь своими небольшими по размеру живописными произведениями и превосходными рисунками, хотя он писал и фрески, а также работал как декоратор. Как и Тьеполо, он учился у Грегорио Лаззарини, но решающее влияние на его творчество оказал его соотечественник Себастьяно Риччи, тоже родом из Беллуно. Творческий путь Дизиани начал как театральный художник, но писал также фрески, алтарные образы, исторические и даже бытовые сцены. Дизиани - привлекательный и тонкий мастер, однако его воображение, ограниченное строгими рамками, не отличается разнообразием, изящные формы, легкая игра линий, свежий колорит не всегда компенсируют недостаток выразительности и содержания. Он представляет собой бледное, обманчивое отражение Себастьяно Риччи, с работами которого часто смешивали картины Дизиани, такие, как, к примеру, находящиеся в Будапеште «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов».
Гаспаре Дизиани. «Поклонение волхвов». 48 х 76,5 см. Парная с «Поклонением пастухов». Обе поступили с собранием Эстерхази в 1870 году. До 1810 года находились, вероятно, в венецианской церкви св. Стина (св. Стефано Конфессоре). Эти изящно утонченные, лирические по настроению картины раньше считали творениями Себастьяно Риччи, однако именно их хрупкое очарование, отсутствие силы и пластичности форм свидетельствуют о том, что мы имеем дело с созданиям Дизиани, а не гораздо более страстного и исполненного мощи Риччи. Дизиани был в свое время весьма популярным художником, получавшим множество заказов. В хрониках упоминается большое число его работ, находящихся в монастырях в церквах Венеции и Терра-Ферма. Но в XIX веке имя его было почти совсем забыто, картины же, если о них все же заходила речь, приписывались чаще всего Себастьяно Риччи, а превосходные рисунки - Джованни Антонио Пеллегрини. Нам известно лишь немного работ Дизиани, поэтому нелегко определить и время создания двух его будапештских картин. По стилю они наиболее близки к сцене «Поклонения волхвов» из венецианской церкви св. Стефано, несомненно принадлежащей Дизиани работе 30-х годов. Клара Гараш, 1977 г. |